Что такое философия? (по книгам К. Ясперса и др.) - Контрольная работа №1 по философии Были сделаны доклады


^ Что такое философия? (по книгам К. Ясперса и др.)


Что такое философия? В нашем обществе это слово служит поводом самых противоположных суждений: одни от философии ждут открытия теории всего, другие считают ее беспредметной спекулятивной деятельностью. Перед ней робеют и ее презирают. Во-первых, дело усугубляет то, что у философии нет общепринятых результатов. В настоящее время мы не можем говорить о философии вообще, но об определенных философских школах. Во-вторых, для философии не характерен прогресс. Трудно сказать, продвинулись ли люди в понимании философии со времен Платона. В-третьих, достоверность философии не научна, для каждого философа ее достоверность является индивидуальным убеждением.

Где же возникает философия? Там, где пробуждается человек и начинает исследовать не нечто частное, предметное, но бытие в целом. Есть некоторые основания полагать, что философия может проявляться и без связи с наукой.

Во-первых, каждый человек считает себя способным обсуждать философские вопросы. Часто среди людей мы можем увидеть, когда кто-нибудь поднимает в разговоре философские темы.

Во-вторых, философские вопросы можно услышать и от детей. Так, ребенок задает вопрос: "Как я могу помыслить, что я – это кто-то другой? Ведь как только я пытаюсь это сделать, то снова оказывается, что я – это снова я". Да и кто не слышал вопросов типа "Если в начале Бог сотворил небо и землю, то что же было до начала?"

В-третьих, изначальное философствование обнаруживается и у душевнобольных. Иногда за несколько дней, часов до смерти такого больного наступает выздоровление, и тогда можно услышать довольно интересные суждения, как бы прорывающие покров нашей повседневной жизни.

В-четвертых, философия присутствует в общественном мнении. Это показывает глубокий анализ языка, речевых оборотов, пословиц, традиций. Человек как существо социальное не может существовать в отрыве от философского мышления.

И что же это такое – философия? Если обратиться к переводу этого слова с греческого языка, то получится "любовь к мудрости". Таким образом, мы видим первоначальную скромность, скрытую в этом слове: философы не называют себя мудрецами, они говорят лишь, что они любят мудрость.

Как философию понимали древние? "Мы слышим с древних времен: философия (согласно ее предмету) — это познание божественных и человеческих вещей, познание сущего как сущего, и далее, философия (согласно ее цели) — это упражнение в смерти, это стремление мысли к блаженству, к тому, чтобы уподобиться божественному, это наконец (согласно ее всеобъемлющему смыслу) — знание всех знаний, искусство всех искусств, наука вообще, которая не направлена на какую-то отдельную область." Так, Сократ говорил, что "те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью."

Однако, сегодня философию понимают как прежде всего рефлексию живого мышления. Можно говорить о трех разных корпусах философии: о философии как образе жизни, о философии в прикладном смысле, т. е. как априорной части знания, с которой работает любой образованный человек, и о профессиональной философии, т. е. философии как таковой. Но во всех этих трех проявлениях философия выступает перед нами как некий особый способ мышления, как рефлексия.

Когда возникла философия? В истории сразу трех стран, разных культур, а именно в Греции, в Китае и Индии, многие исследователи выделяют особое время, когда возникает новый, особый, философский тип мышления. Это время называют осевым, его относят к VII веку до н. э. Какие мотивы были у человечества в его обращении к этому типу мышления?

Всемирно известный философ Карл Ясперс утверждает, что у философии есть три мотива: удивление, сомнение и потрясение. Давайте подробно разберем их.

Аристотель говорит: "Удивление — вот то, что привело людей к философствованию: они удивились прежде всего тому поразительному, что открывается им". Пробудившееся удивление требует познания, пробуждения из связанности житескими нуждами.

Однако, когда удивление удовлетворено, возникает сомнение. Оно – источник критической проверки любого познания. Что-то не дает нам покоя, когда все объяснено и всему установлена причина.

Потрясение возникает в так называемых пограничных ситуациях. Это те ситуации, исход которых трагичен и изменить которые мы не в силах. К таковым относятся болезни, смерть, неминуемое осознание своей вины. У каждого человека есть возможность самостоятельно продолжить этот ряд на основании собственного опыта. В таких ситуациях мы сталкиваемся лицом к лицу с как бы ненадежностью всего мирового бытия. Как мы можем поступить в таких случаях? Можно уйти от проблемы (если это возможно). Но все равно через несколько лет она обязательно вернется к нам, в той или иной форме, или появится другая, и тогда ситуация еще более обострится.

Стоит, следовательно, идти навстречу проблеме, не уходить от нее. Такой подход требует от нас определенного мужества, однако в результате мы становимся тем, что мы есть, таким образом мы начинаем ощущать то, что подлинно несмотря на всю мимолетность мирового бытия.

Однако, можно заметить, что приведенные выше три истока философии не могут дать ей все. Особенно остро такая проблема возникает в последнее время, в эпоху распада, которую принес нам XX век, в которую все больше и больше людей начинают не понимать друг друга. Таким образом, для существования философии необходима коммуникация между людьми, необходима не только борьба, но "любящая борьба", суть философии начинает заключаться в ее сообщаемости.

Далее К. Ясперс вводит концепт Объемлющего. Нашей мыслительной деятельности присуща одна замечательная особенность. Когда мы мыслим о чем-то, мы отделяем себя от предмета нашей мыслительной деятельности. "Мы называем это основополагающее состояние нашего мыслящего существования разделением на субъект и объект". По всей видимости, бытие в целом не должно быть ни объектом, ни субъектом, но Объемлющим.

Можно заметить и другое вездесущее разделение. Когда мы мыслим нечто, то по умолчанию определяем мыслимый предмет по отношению к другим предметам, отделяем его от них. Таким образом, возникает своего рода деление всего существующего на предметы, категориальная сетка.

Если же предмет был помыслен, то тем самым он выпал из Объемлющего. Возникает кажущийся парадокс: Объемлющее дает о себе знать только в помысленном бытии. Наш рассудок противится этой мысли, однако она открывает на бесконечные возможности.

Ясперс говорит о том что субъект-объектное разделение многомерно. А именно, во-первых, наш рассудок противостоит постигаемым вещам. Во-вторых, мы как живое существование противостоим окружающему миру. В-третьих, как экзистенция мы соотносимся с Богом, или трансцендентностью.

Однако, в подобных рассуждениях стоит основываться только на доводах разума. Как замечает Ясперс, мистика – это в любом случае единение субъекта и объекта, когда субъект растворяется в объекте, теряет свою личностность. Поэтому будем придерживаться предметного мышления, поскольку лишь осознание субъект-объектного разделения дает нам свободу философствования.

Давайте теперь подробнее рассмотрим вопрос: в чем состоит специфика философии по сравнению с наукой?

Аристотель говорит: "Все люди по природе стремятся к знанию". Какое же оно – это знание? И какое знание достойно большего уважения? По словам Аристотеля, все животные наделены способностью к чувственному восприятию, а некоторые – к памяти. У человека, когда складываются многие воспоминания об одном и том же, возникает опыт. Как обобщение опыта возникают наука и искусства.

Ясно, что тот, кто владеет искусством, рабирается в деле лучше, чем тот, кто просто имеет некоторый опыт. Далее, из искусств мы более уважаем те, которые являются умозрительными, нежели те, которые возникают по естественной, насущной необходимости. А какое искусство, какая наука достойна наибольшего уважения? Какая в наибольшей степени может быть названа мудростью?

Если подумать, то мы поймем, что мудрый человек – это тот, кто все знает. Ну, или если не все, то очень многое, по крайней мере, он должен уметь познавать трудные вещи. Для этого ему необходимо уметь выявлять причины. Так и в любом искусстве: лишь тот, кто понимает почему, сможет научить и другого человека.

Где-то (не помню где) мне довелось услышать такое суждение о различии науки и философии. Ученый и философ стояли на палубе корабля и спорили. Философ сказал: "Хотите, я вам покажу различие между наукой и философией? Как вы думаете, почему этот пароход плывет?" - Ученый ответил: "Потому что двигатели в моторном отделении работают и раскручивают турбины, а те дают тягу кораблю." - А тот ему ответил: "Вот видите, вы отвечаете на вопрос почему, а мы отвечаем на вопрос ради чего плывет пароход. Он двигается, потому что текстильная фабрика заключила договор об этом с транспортной компанией".

По Аристотелю, есть четыре первых причины: "одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи; ... другой причиной мы считаем материю, или субстрат; третьей-то, откуда начало движения; четвертой - причину, противолежащую последней, а именно то, ради чего, или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения)".

Аристотель критикует позиции своих предшественников. По его словам, их ошибка заключалась в неправильном рассмотрении этих причин. Почти все выделяли материальную причину, некоторые – движущую причину (третью), и только Платон – сущность (точнее, эйдосы, или идеи). Философия тем и отличается от науки, что она рассматривает именно все эти четыре причины, наука же часто зацикливается на материальной.

А. В. Ахутин в своей работе "Точность наук и строгость философии" объясняет, почему несостоятельны нападки на философию со стороны представителей точных наук. "Точные науки работают, пока приблизительны, озаботившись же своей точностью, работать перестают, а впадают в философские спекуляции." Само понятие точности – философское, не до конца разобранное: "В результате точность знания расходится с пониманием, требующим философской строгости".

По Платону же, чем точнее ремесло, тем оно ближе к философии. По его представлениям, все существующее можно представить в виде отрезка, разделенного на четыре части. Расположим его для удобства вертикально. Нижняя часть, самая большая – симулякры, т. е. те вещи, которые реально не существуют, а только в наших представлениях. Выше – вторая часть, уже меньшая – это вещи. Еще выше – третья часть, еще меньшая – это идеи. Наконец, вверху отрезка стоит четвертая часть, настолько малая, что кажется, что она стягивается в точку. Эта часть есть Благо, или Единое.

Математические предметы, по представлению Платона, расположены где-то между вещами и идеями, в нижней части идей. Предмет же изучения философии расположен в самой верхней части – это есть мета-идея, или Благо.


4526012075344494.html
4526145181149207.html
4526261932716781.html
4526339258047138.html
4526386207868577.html