Системное функционально-морфологическое обоснование методики коррекции развития аппарата движения детей 14. 03. 11 восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия


На правах рукописи


Сергеева Ольга Будимировна


СИСТЕМНОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ

АППАРАТА ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ


14.03.11 – восстановительная медицина, спортивная медицина,

лечебная физкультура, курортология и физиотерапия


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук


Москва – 2010


Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Казанская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»


^ Научный руководитель:

доктор медицинских наук,

профессор Аухадеев Эрик Ильясович


Официальные оппоненты:


доктор медицинских наук,

профессор Парастаев Сергей Андреевич;


доктор медицинских наук,

профессор Микусев Юрий Егорович;


^ Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»


Защита диссертации состоится «31» мая 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 208.072.07 при Российском государственном медицинском университете по адресу: 117997, г. Москва,

ул. Островитянова, 1.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного медицинского университета по адресу: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, 1.


Автореферат разослан «23» марта 2010 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

доктор медицинских наук, профессор Г.Е.Иванова

^ Актуальность темы.

Здоровье детей – острейшая национальная проблема современной России (Э.И.Аухадеев, В.А Епифанов, 1992; Г.А.Макарова, 1992; С.Б.Тихвинский, 1991; С.В.Хрущёв, 2004; А.В.Чоговадзе, 1980). Одним из факторов, обусловливающих нездоровье детей, является недостаточная двигательная активность (В.И.Лях, 2000) и, как следсвтие, неадекватное здоровью формирование аппарата движения, элементом которого является нарушенная осанка (А.И. Журавлёва, Н.Д.Граевская, 1993).

Аппарат движения имеет центральную часть, организующую двигательные функции на решение огромного многообразия жизненных задач человека с самого раннего периода онтогенеза, – это центральная нервная система (Н.А. Бернштейн, 1947г.). Он представлен также периферической, исполнительной частью, осуществляющей движения – это опорно-двигательный аппарат, костно-суставная и мышечная системы.

В исследованиях последних лет, осуществляемых специалистами в области физического воспитания, обращается внимание на значение индивидуально-типологических, психологических и соматических особенностей в развитии двигательных качеств детей и подростков, а также на разработку соответствующих педагогических методов (С.Н.Блинов, 2000; C.П. Лёвушкин, 2002). Их существенное значение очевидно и при осуществлении коррекции развития аппарата движения при его нарушениях или наличии факторов риска нарушений. Это актуальная проблема профилактической медицины и медицинской антропологии.

Трудности в разрешении этой проблемы, на наш взгляд, состоят в недостаточном обращении исследователей к внутреннему функциональному содержанию «биодинамической ткани» (Н.А. Бернштейн) аппарата движения, закрепляющемуся в морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата – нормальной, обеспечивающей нормальную работу всех систем организма, или ненормальной, нарушенной. Перспективным в этом направлении является формирование и развитие двигательного качества – «пластичности» – интегрирующего многие другие качества, обычно рассматриваемые как основные (выносливость, сила, быстрота, скорость, гибкость, координация). В этом главное содержание и актуальность проведенного диссертационного исследования.

Цель исследования – обоснование методики коррекции отклонений в развитии аппарата движения детей в дошкольном и раннем школьном возрасте, учитывающей взаимосвязанное становление его функций и морфологического строения в условиях возрастного развития и адаптации к разным условиям учебной деятельности.

^ Задачи исследования:

1. Описать в возрастной динамике наиболее распространенные, пограничные с нормой варианты функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата – периферической, исполнительной части аппарата движения.

2. Определить роль возрастного развития основных двигательных качеств детей, характеризующих состояние центральной – организующей и управляющей части аппарата движения в формировании пограничных вариантов конструкции опорно-двигательного аппарата. Оценить роль двигательного качества пластичности.

3. Исследовать влияние различных условий учебной деятельности на развитие аппарата движения детей.

4. Предложить и оценить эффективность применения обоснованных исследованиями комплексов физических упражнений, развивающих пластичность, направленных на функциональную коррекцию аппарата движения детей и на адаптацию их к учебной деятельности.

^ Научная новизна исследования.

В диссертационной работе впервые особое значение в развитии аппарата движения придаётся формированию двигательного качества пластичности, исследована ее внутренняя структура и развитие.

Варианты функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата, наиболее распространенные среди детей, впервые рассмотрены как пограничные с нормой с учетом:

– возрастной динамики их формирования,

– индивидуально-типологических особенностей телосложения,

– распространенности субклинических натально обусловленных факторов риска нарушений развития,

– возникновения миофасциального болевого синдрома при нарушениях осанки,

– нарушений конфигурации, двигательной функции грудной клетки и функции внешнего дыхания в целом,

– влияния специфических особенностей учебной деятельности и физического воспитания детей.

Предложен методологический подход к коррекции отклонений в формировании и развитии аппарата движения и профилактике его нарушений, предполагающий:

систему упражнений, развивающих структурные компоненты двигательного качества пластичности;

^ Практическая значимост��.

Предложена обоснованная проведенными исследованиями методика коррекции, направленная на развитие двигательно-координационного качества пластичности, позволяющая существенно улучшить у детей в дошкольном и школьном возрасте показатели функционального состояния аппарата движения и, связанного с этим, состояние здоровья и адаптации к учебной деятельности.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

1. Результаты выполненных исследований обнаружили необходимость рассматривать формирование и развитие аппарата движения детей, выделяя три основных варианта пограничной с нормальным вариантом функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата, расцениваемые как отличающиеся от нормальной конструкции и говорящие о нарушениях развития, – кифотический, лордотический и кифолордотический.

2. В работе определено значение центральной – организующей и управляющей части аппарата движения в формировании вариантов его функционально-морфологической конструкции. Изучена структура и условия развития пластичности, как основного двигательного качества в характеристике центральной части аппарата движения.

3. Предложен комплексный системный подход к методам и организационным формам коррекции отклонений формирования и развития аппарата движения: периферической – исполнительной и центральной – нейрофизиологической его частей. Дана оценка эффективности применения этих методов.

^ Внедрение результатов исследования в практику. По материалам исследований опубликовано 14 научных работ. Разработанная методика развития пластичности используется при проведении занятий в специальных медицинских группах в кабинетах ЛФК МУЗ «Медведевская ЦРБ», детских садах №№ 1,5,6 и общеобразовательных школах №№ 1,2,3 п. Медведево Республики Марий Эл. Результаты исследований используются в методическом материале по подготовке Инструкторов ЛФК в Республиканском учебно-методическом центре ЛФК при ГОУ СПО «Йошкар-олинский медицинский колледж» и в работе ГУ ВФД РМЭ.

^ Апробация основных положений работы. Основные положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях (Всероссийская научно-практическая конференция «Геронтотехнологии – 2002: медицинский и социальные аспекты», Пенза, 2002г.; научн.-практ. конф. «Медицина республики на рубеже веков», Йошкар-Ола, 2002г.; Межрегиональная научн.-практ. конф. «Здоровый образ жизни – веление времени», Йошкар-Ола, 2005-2009гг.; Всероссийская дистанционная научн.-практ. конф. «Физическая культура, спорт и здоровье», Йошкар-Ола, 2006-2009гг.; V Всероссийский съезд специалистов ЛФК и спортивной медицины, Москва, ноябрь 2007г.).

Диссертация прошла первичную экспертизу на совместном заседании кафедр реабилитологии и спортивной медицины, неврологии и рефлексотерапии, вертеброневрологии и мануальной терапии ГОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия Росздрава».

^ Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, главы о материалах и методах исследований, главы о полученных результатах, состоящей из пяти разделов, главы об эффективности предложенной методики коррекции, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы.

Текст изложен на 144 страницах машинописи, иллюстрирован 55 таблицами, 2 графиками, 4 гистограммами и 28 фотографиями. Библиографический список состоит из 234 источников, из них 177 отечественных и 57 иностранных.
^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Материал и методы исследования.

Объектом исследования было состояние аппарата движения контингента детей, посещающих образовательные учреждения различного типа (в том числе, специализированную детскую школу искусств им.К.Смирнова посёлка Медведево Республики Марий Эл), – всего 406 человек.

Исследование организовано в трёх направлениях. В первом, базовом направлении проводилось исследование развития аппарата движения в популяции детей, учащихся образовательных учреждений общего типа. Во втором направлении проводилось исследование влияния на развитие аппарата движения со стороны особенностей характера и условий обучения в образовательных учреждениях разного (общего и специализированного) типа. В третьем направлении изучалось влияние на развитие аппарата движения методики и организации занятий, обоснованных проведенными исследованиями детей в возрасте 5-10 лет. Известно, что в этом возрастном интервале дети наиболее подвержены влиянию условий обучения – в старшей группе детского сада, где начинаются образовательные программы, и в начальных классах школы.

Для подтверждения эффективности предлагаемой методики коррекции были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальную вошли дети из числа участвовавших в первом направлении исследований, большую часть (72%) составили дети 5-6 лет; в этой группе не было воспитанников специализированных классов Школы искусств. В экспериментальной группе выполнялись все предложенные, обоснованные исследованиями и теоретическими положениями, организационно-методические мероприятия. Контрольную группу также составили дети из общей группы; физическое воспитание у них проводилось по общепринятой программе.

В соответствии с основной концепцией методы исследования были разделены на две группы.

1. Методы, оценивающие состояние периферической, исполнительской части аппарата движения, ее функционально-морфологическую конструкцию: соматометрические методы — вычисление «Ромба Мовшовича» и «Плечевого индекса»;

2. Методы, характеризующие состояние центральной, управляющей и организующей части аппарата движения по состоянию двигательных качеств. Оценка проводилась по результатам тестирования силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса (усл. единицы), бег на 30 метров (сек), проба Мартинэ с приседаниями (% отклонения ЧСС), функциональной подвижности позвоночника (см), а также по авторской методике определения уровня развития пластичности (баллы).

На основании анализа полученных по первому и второму направлениям исследований данных была разработана методика комплексной коррекции отклонений в формировании и развитии аппарата движения.

^ Первая группа методов направлена на коррекцию отклонений в развитии периферической части аппарата движения.В нее включены:

1. Гимнастические упражнения, корригирующие конфигурацию и взаимное положение звеньев единой биомеханической системы: грудной клетки, позвоночника, плечевого пояса и рук, тазового пояса и ног.

2. Приемы классического массажа, постизометрической релаксации и растягивающей гимнастики – устранение болезненных мышечных уплотнений.

Точкой приложения второй группы методов являлась центральная часть аппарата движения: методы развития основных двигательных качеств – выносливости, силы, быстроты, гибкости; особое внимание уделено развитию качества пластичности, ее внутренней структуре. Основой для создания специальной авторской методики развития пластичности явилась концепция Н.А. Бернштейна об организации двигательной функции человека; в разработке методики приняли участие специалисты хореографии и художественной гимнастики. Мы использовали 7 видов упражнений, в той или иной мере влияющих на различные уровни организации движений и развивающих последовательно: балансировку тела, синхронность, структурную слитность, пространственную координацию, переключаемость, вариативность и образную выразительность движений.

^ Третья группа методов направлена на профилактику возможных осложнений у детей с натально обусловленными факторами риска. Методы, с одной стороны, исключали упражнения, способные ухудшить состояние позвоночника (глубокие сгибания, прыжки и другие), а с другой – включали упражнения, повышающие общий мышечный тонус и тонус отдельных мышечных групп при наличии локальных очагов гипотонии и гипотрофии.

В исследованиях, связанных с опытно-экспериментальной апробацией разработанной методики, были дополнительно применены методы, объективно оценивающие эффективность коррекционных мероприятий по показателям адаптации детей к учебной деятельности: психологический статус (Панфилова М.А., 2000г.), состояние здоровья (заболеваемость), успеваемость.

^ Результаты исследования и их обсуждение.

В первом, базовом направлении исследований изучалось состояние аппарата движения в популяции детей, которые учатся в образовательных учреждениях общего типа – в старших группах детского сада, начальных и средних классах общеобразовательной школы.

Среди них четверть детей имеет конструкцию по общепринятым критериям – нормальную, то есть с нормальной конфигурацией позвоночника и всех других частей. В остальных случаях – конструкции, пограничные с нормой, порой по малым признакам, определяемым путем экспертной оценки специалистами – это оправдано тем, что едва уловимые признаки с возрастом весьма быстро становятся грубыми, сопровождающимися функциональными нарушениями, а мероприятия, направленные на их коррекцию имеют профилактический характер. При рассмотрении конфигурации позвоночника в сагиттальной проекции выделяются три основных пограничных варианта конструкции (таблица 1). Как правило, три основных пограничных варианта конструкции сочетаются с его сколиотической конфигурацией. В изолорованном виде сколиотический вариант встречается редко – около 8%.

Таблица 1

Распространенность пограничных с нормой вариантов функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата в популяции детей 5-13 лет (всего 324 – 100%).
Конфигурации позвоночника Число %

Нормальная форма

82

25,3
Кифотическая


Особенности конфигурации

в сагиттальной плоскости

109

31,2
Лордотическая
32

9,9

Кифолордотическая

85

26,2

Сколиотическая

Во фронтальной плоскости

213

65,7

Примечание: Стандартная ошибка. * Вероятность p-ошибки <0,05.

Каждый из вариантов конструкции помимо характерной конфигурации позвоночника имеет особенности конфигурации и взаимного расположения всех других частей опорно-двигательного аппарата: грудной клетки, плевого пояса и рук, тазового пояса и ног (таблица 2), но некоторые из них могут отсутствовать. Среди причин, приводящих к тем или иным пограничным с нормой вариантам конструкции опорно-двигательного аппарата встречаются натально обусловленные факторы риска (24,1%), что требует к себе специального внимания.

Пограничные варианты конструкции наряду с определенными признаками строения сопровождаются некоторыми характерными признаками функциональных нарушений со стороны мышечной системы и внешнего дыхания.

Исследования показали, что с возрастом число детей с нормальной конструкцией опорно-двигательного аппарата несколько возрастает, а различные варианты пограничной конструкции в разной степени подвержены изменениям.

Таблица 2

Распространенность признаков, сопровождающих различные пограничные с нормой варианты функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата в популяции детей 5-13 лет (всего 324).



Характерные изменения признаков

Число

%

1

Конфигурации и функции грудной клетки

233

71,9

2

Положения плечевого пояса

214

66,04

3

Конфигурации рук

197

60,8

4

Положения тазового пояса

233

71,9

5

Конфигурации ног

210

64,8

6

Конфигурации сводов стоп

209

64,5

7

Конфигурации, обусловленные натальными факторами риска

78

24,1

8

Миофасциальный болевой синдром

149

45,9

9

Снижение функции внешнего дыхания

220

67,9

Базовое исследование аппарата движения было направлено также и на оценку состояния его центральной части. Раскрывались двусторонние отношения между функционально-морфологической конструкцией опорно-двигательного аппарата и двигательными качествами; определялись те качества, которые наиболее значимы для формирования вариантов конструкции в интересах обоснования методики их коррекции (таблица 3).

Таблица 3

Двигательные качества у детей с различными вариантами функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата.


Двигатель-ные качества
^ Варианты конструкции

Кифотический

Лордотический

Кифо-лордотический

Нормальный


Показа-тель

Балл

Показа

тель

Балл

Показатель

Балл

Показа-тель

Балл

Выносливость

17,5

(%)

3

14,5

(%)

4

13,5 (%)

4

9,5

(%)

5

Сила

34

(у.е.)

4

25

(у.е.)

3

22

(у.е.)

3

61

(у.е.)

5

Быстрота

8,0

(с)

4

8,7

(с)

3

7,9

(с)

4

7,5

(с)

5

Гибкость

11,0 (см)

3

10,0

(см)

3

17,5

(см)

5

15,5

(см)

5

Пластичность

21

(бал)

4

19

(бал)

3

23

(бал)

4

27

(бал)

5

Сумма баллов

-

18

-

16

-

20




25

Изменения двигательных качеств детей не синхронны. На возрастную динамику двигательных качеств влияет тип телосложения и вариант сформировавшейся конструкции опорно-двигательного аппарата.

Особое значение имеют данные (таблица 4) детального исследования внутренней структуры качества пластичности, являющегося выражением свойства центральной нервной системы, связанного с организацией и управлением двигательными функциями, оказывающими влияние на формирование функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата.

Таблица 4

Внутренняя структура интегрального двигательного качества - пластичности у детей с различными вариантами функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата (в баллах).


Характеристики

Пластичности
^ Варианты конструкции

Кифотический


Лордотический


Кифо-лордотический

Балансировка тела

3

2

3

Синхронность движений

4

2

3

Структурная слитность

4

2

3

Пространственная координация

4

3

4

Переключаемость движений

3

3

4

Вариативность движений

3

3

4

Образная выразительность

2

3

3

Сумма баллов

23

18

24

Степень развития

4

3

4

Внутренняя структура пластичности зависит от типа телосложения, имеет особенности при различных вариантах функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата, и характеризуется самыми низкими показателями развития элементов этой структуры при вариантах, обусловленных натальными факторами риска.

Развитие пластичности и составляющих интегральное двигательное качество компонентов претерпевает существенную возрастную динамику.

Углубленное изучение функции грудной клетки и связанных с ней функций бронхолегочной системы также вносит существенные дополнения и детали в методику коррекции каждого из вариантов конструкции опорно-двигательного аппарата. Прежде всего, это связано с отношениями между конфигурацией грудной клетки и ее дыхательной функцией (таблица 5).

Только, примерно, четверть детей из всей популяции имеет нормальное дыхательное движение во всех направлениях. Каждый вариант конструкции опорно-двигательного аппарата имеет свои особенности конфигурации грудной клетки: кифотический вариант – низкую грудную клетку; лордотический вариант – плоскую; кифолордотический низкую и узкую одновременно. Аппаратные исследования показали, что существует связь между особенностями конфигурации и двигательной функции грудной клетки, с одной стороны и функциями бронхолёгочной системы – с другой стороны. Эта связь рассматривается как состояние внешнего дыхания в целом, его двигательного и бронхолёгочного компонентов, и зависит от индивидуально-типологических особенностей телосложения детей и от вариантов конструкции опорно-двигательного аппарата (таблица 6).

Таблица 5

Распространённость вариантов конфигурации и ограниченности основных компонентов двигательной функции грудной клетки. (N - 324)

Вариант

конфигурации

грудной клетки

Основные признаки конфигурации

Вариант ограниченности компонента двигательной функции


Число


%

Нормальная

Размеры в нормальных пропорциях

Ограничения отсутствуют

82

25,3

Низкая

Уменьшен вертикальный размер

Вертикального вдоха

194

59,8

Плоская

Уменьшен сагиттальный диаметр

Сагиттального вдоха

78

24

Узкая

Уменьшен фронтальный диаметр

Фронтального вдоха

85

26,2

Асимметричная

Различия размеров двух сторон

Смешанный вариант

213

65,7



Таблица 6

Основные показатели функции вешнего дыхания при пограничных вариантах конструкции опорно-двигательного аппарата



Показатели ФВД

Варианты конструкции

КИФ

(n - 109)

ЛОР

(n - 32)

КИЛ

(n - 85)

М*±m**

p***

М*±m**

p***

М*±m**

p***

1

ЖЕЛ

0,99(л)±1,13

<0,05

1,34(л)±1,19

<0,05

0,86(л)±1,10

<0,05

2

ФЖЕЛ

1.82(л)±1,09

<0,05

1,87(л)±1,10

<0,05

1,8(л)±1,07

<0,05

3

ОФВ за 1 сек.

1,46(л/с)±1,02

<0,05

0,87(л/с)±1,13

<0,05

0,82(л/с)±1,09

<0,05

4

Тифно

79,54(%)±1,12

<0,05

92,1(%)±1,24

<0,05

78,8(%)

±1,14

<0,05

5

ПОСВ

3,46(л/с)±0,94

<0,05

3.63(л/с)±1,05

<0,05

3.18(л/с)±0,89

<0,05

6

СОСВ

1,87(л/с)±1,43

<0,05

2,09(л/с)±1,53

<0,05

1,16(л/с)±0,86

<0,05

Примечание: Средняя - *. Стандартная ошибка - **. Вероятность ошибки - ***.


Однако отмечено, что с возрастом снижаются параметры внешнего дыхания, которые связаны с конфигурацией и двигательной функцией грудной клетки. Это определяет требование к усилению внимания на коррекцию дыхательной функции в старшие возрастные периоды.

Во втором направлении исследований изучались особенности развития аппарата движения у детей, адаптирующихся к разным условиям учебной деятельности. Дети, обучающиеся в общеобразовательной школе, в классе фортепиано, струнных инструментов и хореографии школы искусств, различаются по частоте встречающихся среди них пограничных вариантов функционально- морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата (таблица 7). У детей, обучающихся в классе хореографии, конструкция опорно-двигательного аппарата существенно лучше: у 83,3% она расценена как нормальная. Такая же, примерно, картина и состояния двигательных качеств (таблица 8).

Таблица 7.

Распространённость вариантов пограничной функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата среди детей 11-13 лет, учащихся образовательных учреждений разного типа.


Типы нарушений
^ Классы Школы искусств
Обще-

образовательная

(n-30)

Фортепиано

(n-26)

Струнные

(n-32)

Хореографии

(n-24)

число

%

число

%

Число

%

Число

%

КИФ

7

26,9

10

31,25

1

4,2

9

30

ЛОР

0

0

4

12,5

0

0

2

6,7

КИЛ

10

38,5

7

21,87

3

12,5

7

23,3

Норма

9

34,6

11

34,38

20

83,3

12

40


Таблица 8

Двигательные качества детей 11-13-ти лет, учащихся образовательных учреждений разного типа (в баллах).

Двигательные качества
^ Классы Школы искусств
Обще-

образовательная

(n-30)

Фортепиано

(n-26)

Струнные

(n-32)

Хореографии

(n-24)

Выносливость

4

4

4

5

Сила

4

4

4

4

Быстрота

3

3

5

4

Гибкость

4

3

5

4

Пластичность

3

3

5

3

Сумма баллов

18

17

23

2

У детей, обучающихся хореографии, существенно выше и качество пластичности, имеющее максимально высокие показатели по всем элементам внутренней структуры. У детей общеобразовательной школы и учащихся других классов школы искусств качество пластичности ниже, и оно имеет определённые различия по внутренней структуре.

Функция внешнего дыхания, все его составляющие, имеет более низкие показатели также у детей, обучающихся струнным музыкальным инструментам.

В результате проведённых мероприятий произошло определённое улучшение функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата движения в целом (таблица 9).


Таблица 9

Распространенность вариантов функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата среди детей в различных группах апробации метода коррекции перед его началом и после (в процентах к числу детей в группе).

Варианты конструкции
^ Группы исследования

Экспериментальная (n-82)

Контрольная (n-30)

перед

после

Перед

после

Кифотический

34

22

32

30

Лордотический

8

8

6

6

Кифолордотический

32

12

36

26

Нормальный

26

58

26

38

Всего:

100

100

100

100


В экспериментальной группе, где применялся предложенный метод коррекции, детей с нормальной конструкцией опорно-двигательного аппарата стало значительно больше – на 32%.

Положительные изменения были отмечены и в состоянии центральной части аппарата движения, проявляющей себя в состоянии двигательных качеств (таблица 10). Двигательные качества в обеих группах улучшились, в экспериментальной группе в большей степени. В экспериментальной группе существенно улучшилось качество пластичности, чего не произошло в контрольной группе.

Таблица 10.

Состояние развития двигательных качеств у детей в различных группах

апробации метода перед его началом и после (в баллах).

Двигательные качества
^ Группы исследования

Экспериментальная (n-82)

Контрольная (n-30)

перед

после

перед

После

Выносливость

3

4

3

4

Сила

4

5

4

5

Быстрота

3

4

4

4

Гибкость

4

5

4

4

Пластичность

3

5

3

3

Сумма баллов

17

23

18

20



Во внутренней структуре интегрального качества пластичности также произошли позитивные изменения.

Улучшение состояния функционально-морфологической конструкции аппарата движения, в том числе конфигурации грудной клетки положительно сказалось и на функции внешнего дыхания. В экспериментальной группе улучшилось внешнее дыхание за счет улучшения функции всех ее компонентов.

Третье направление исследований, связанное с оценкой эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы, было завершено анализом показателей состояния здоровья детей и других показателей адаптации их к учебной деятельности, как в старших группах детского сада, где начинается дошкольное обучение, так и в начальных классах школы (таблица 11).

Таблица 11

Статистическая достоверность различий по исследованным параметрам

состояния между контрольной и экспериментальной группами детей

до и после проведенных занятий
^ Сравниваемые параметры
Сравниваемые группы детей

до занятий

после занятий

Х-1 Конструкция опорно-двигательного аппарата

нет

+*

Х-2 Функция внешнего дыхания

нет

+

Х-3 Пластичность

нет

+

Х-4 Гибкость

нет

нет

Х-5 Выносливость

нет

нет

Х-6 Сила

нет

нет

Х-7 Быстрота

нет

+

Х-8 Психологическое состояние

нет

+

Х-9 Успеваемость

нет

нет

Х-10 Заболеваемость

нет

+

Х-11 Перинатальный анамнез

нет

нет

Х-12 Постнатальный анамнез

нет

нет

* - + означает, что есть различие с вероятностью 95-99%


Таким образом, в конце проведенной работы по коррекции отклонений формирования и развития аппарата движения в соответствии с обоснованной исследованиями методикой, которая длилась два года, произошли статистически достоверные изменения в шести параметрах из двенадцати. Особенно значимо, что параллельно с этим произошли достоверные позитивные изменения в параметрах адаптации детей к учебной деятельности. Они проявились в различиях по показателям здоровья (заболеваемости, частоте и продолжительности пропущенных по болезням занятий в школе) и психологического статуса.

Это говорит об эффективности предлагаемой методики коррекции отклонений развития аппарата движения – его центральной, организующей части и периферической, исполнительной части функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата.

ВЫВОДЫ

1. В популяции детей от 5 до 13 лет имеют высокую распространенность три основных варианта функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата, пограничных с нормой, которые нуждаются в своевременной коррекции в целях профилактики осложнений. Это кифотический, лордотический и кифолордотический варианты, названные так в связи с соответствующей конфигурацией позвоночника при его рассмотрении в сагиттальной проекции, которые в подавляющем числе случаев сочетаются со сколиотической конфигурацией позвоночника.

2. В основе особенностей каждого варианта функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата лежат особенности центральной, организующей части аппарата движения, выражающиеся в определенном различии развития двигательных качеств, в первую очередь – интегрального качества пластичности. Формирование двигательных качеств зависит от индивидуально-типологических особенностей телосложения детей.

3. Развитие аппарата движения, и его центральной, и периферической частей, имеет возрастную динамику, на которую оказывают влияния (как положительного, так и отрицательного характера) условия двигательного воспитания в учебных заведениях, в том числе в специализированных.

4. Методика коррекции отклонений в развитии аппарата движения детей, включающая упражнения, развивающие двигательные качества, прежде всего – пластичность движений, и дыхательные упражнения, нормализующие конфигурацию грудной клетки, является эффективной как в лечебных, так и в профилактических целях.

^ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Коррекцию аппарата движения необходимо осуществлять профилактически, не дожидаясь выраженных проявлений пограничных вариантов функционально-морфологической конструкции опорно-двигательного аппарата и учитывая возрастное окостенение скелета, основываясь на характере телосложения ребенка, особенностях его двигательного воспитания в разных условиях учебной деятельности. Например, детям, обучающимся игре на музыкальных инструментах, следует организовывать специальные занятия по развитию пластичности.

2. В профилактических средствах следует особое внимание уделять физическим упражнениям, развивающим вертикальное, сагиттальное и фронтальное дыхание, оказывающим благоприятное влияние на развитие нормальной конфигурации грудной клетки, и, вслед за этим – на конфигурацию позвоночника и других элементов единой цепи биомеханического аппарата.

3. Как можно раньше (с четырёх летнего возраста) необходимо уделять внимание и развитию пластичности движений средствами хореографии или художественной гимнастики, начиная с первого, ведущего элемента в структуре пластичности – балансировки тела. При этом необходимо помнить, что в возрасте 11-13 лет пластичность имеет тенденцию к снижению своего качества, и в этот период развития детей важно уделить внимание к её развитию.

  1. В занятиях физическими упражнениями, развивающими пластичность, и специальными упражнениями, корригирующими функционально-морфологическую конструкцию опорно-двигательного аппарата в целом и его элементов, необходимо учитывать возможность патологических натально обусловленных причин, лежащих в основе особенностей конструкции и конфигураций. В этих случаях, специфика методики заключается в перемещении акцента на развитие таких структурных элементов пластичности, как синхронность движений, структурную слитность и пространственную координацию. В начале курса, предпочтение отдаётся исходным положениям лёжа и сидя.


^ Список научных публикаций по теме диссертации

  1. Сергеева О.Б. Новые методы восстановительного лечения «В ритме танца» / Сборник материалов научно-практической конференции «Медицина республики на рубеже веков», г. Йошкар-Ола, 2002. – С. 67-68.

  2. Сергеева О.Б. Внедрение адаптационной гимнастики в практику восстановительного лечения. / Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы лечебной физкультуры и врачебного контроля за занимающимися физкультурой и спортом», г. Казань, 2003. С – 76-79.

  3. Сергеева О.Б., Козлова О.Н., Малинина Н.К. Использование здоровье сберегающих технологий в Йошкар-олинском медицинском колледже (из опыта работы) // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровый образ жизни – веление времени», г. Йошкар-Ола, 2005г. - С. 37-39.

  4. Сергеева О.Б. Реализация программы «Здоровье нации» в образовательных и лечебных учреждениях / Материалы всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт здоровье», г. Йошкар-Ола, 2006г. – С.101-102.

  5. Сергеева О.Б. Взаимосвязь заболеваний органов дыхания и состояния осанки младших школьников. // Сборник материалов Второй Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровый образ жизни – веление времени», г. Йошкар-Ола, 2007г. - С. 89-90.

  6. Сергеева О.Б., Козлова О.Н. Влияние двигательной активности на восстановительные процессы и развитие организма // Материалы Второй Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровый образ жизни – веление времени», г. Йошкар-Ола, 2007г. - С. 90-92.

  7. Сергеева О.Б., Влияние объёма физических нагрузок на степень улучшения нарушенной осанки у школьников младших классов. // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт здоровье», г. Йошкар-Ола, 2008г. – С.63 - 64..

  8. Сергеева О.Б., Шрага А.М. Некоторые аспекты использования физической культуры как метода реабилитации. //Материалы научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье», Йошкар-Ола, 2008 год. – С. 47-49.

  9. Сергеева О.Б. Связь развития координационного качества детей пластичности – с состоянием их осанки и функции дыхания. / Научно-практический журнал «Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации», № 3(22), 2007г., С-22-23.

  10. Сергеева О.Б. Взаимосвязь развития пластичности с состоянием осанки и функции дыхания / Материалы V Всероссийского съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины, Москва, ноябрь 2007г. – С. 226-227.

  11. Сергеева О.Б. Актуальность изучения двигательного координационного качества - пластичности в контексте решения проблемы функциональных нарушений осанки. / Журнал им В.М.Бехтерева «Неврологический вестник», Том XL, выпуск 3, Казань «Медицина», 2008 год. – С. 41 - 43

  12. Сергеева О.Б. Проблемы развития пластичности в контексте решения вопроса о коррекции функциональных нарушений осанки у детей. // Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровый образ жизни – веление времени», Йошкар-Ола, 07.04.2009г. – С. 266-267.

  13. Сергеева О.Б. Функциональное состояние осанки и индивидуально-типологические особенности телосложения //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье», Йошкар-Ола, 2009 г. – С. 203-205.

  14. Сергеева О.Б. Конфигурации, двигательные функции грудной клетки, и особенности функции внешнего дыхания у детей (5-13 лет) с различными вариантами конструкции опорно-двигательного аппарата. / Материалы научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье», Йошкар-Ола, 2009 год. – С. 69-70.



4535861707621514.html
4535923622191939.html
4536196211829350.html
4536281016396207.html
4536338330290629.html