Глава 16 - В. А. Попов Экзегетика Оглавление Лекция

Глава 16
В прощальной беседе на Тайной вечере Христос говорил о Духе Святом.

Он нарисовал величественную картину действий Духа Святого на земле. Что же Он говорил о Духе Святом?

Стих 7: "Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам". О чем говорят эти слова Христа? Об одной замечательной истине, а именно: мы можем иметь либо видимого Христа, то есть Христа во плоти, либо Христа невидимого - Христа в лице Святого Духа.

"Если Я не пойду"... "Если Я останусь во плоти с вами", "Утешитель не придет к вам"... то есть: Меня, как неограниченного плотью Утешителя, не будет с вами. "А если пойду, то пошлю Его к вам", то есть приду к вам в образе незримого Духа - Духа Святого.

И Христос Сам говорит, что для нас, для всей Его Церкви лучше, чтобы Он ушел и действовал незримо в лице Святого Духа.

Если, будучи во плоти, Он мог прийти как Утешитель в Вифанию, в дом плачущих по своём умершем брате сестер Марии и Марфы, то теперь, Дух Святой может одновременно посетить все дома, где льются слезы, и миллионам плачущих принести утешение в один и тот же миг. Какое счастье, что Христос, уйдя с земли как Сын Человеческий во плоти, прислал на землю Святого Духа посещать сердца человеческие и творить в них Свои великие и славные дела.

Стих 8: "И Он, пришед, обличит мир о грехе и о правде и о суде". В этих словах Христос говорит о работе Духа Святого над миром, над необращенными человеческими сердцами. "Он обличит..." Но что это значит? Обличить - это значит раскрыть глаза. Обличить мир о грехе, о правде и о суде - это значит: раскрыть глаза человеку на его грех, на правду Христа и на суд Божий на Голгофе.

Эту работу Духа Святого мы видим с особой ясностью в день Пятидесятницы, то есть в день Его сошествия на землю. Тысячи иудеев в Иерусалиме были обличены во грехе, что они не уверовали в своего Мессию - Христа - и что они отвергли и убили Его. Тысячам иудеев Святой Дух раскрыл глаза и на правду, то есть на праведность Христа, ушедшего к Отцу. Он обличил их о правде, что Христос ушел к Отцу Своему; Тот, Кого они осудили на смерть за богохульство, занял Свой престол славы. Тысячам иудеев были раскрыты глаза в день Пятидесятницы и на суд Божий, совершенный на Голгофе, - суд над грехом человечества и суд над диаволом, ввергшим в грех человечество. И результатом этого великого обличения Духа Святого в день Пятидесятницы было то, о чем мы читаем в Книге Деяний Апостолов 2,37: "Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: "Что нам делать, мужи, братья?" "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа". "Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединились в тот день душ около трех тысяч".

Такое же могущественное действие Духа Святого совершилось и в другой раз в Иерусалиме, и мы читаем о нем в Деян.Ап.4,4: "Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч".

Этот труд по обличению людей в их грехе и по раскрытию их глаз на личность Господа Иисуса Христа Дух Святой совершает доныне, и число приведенных Им к вере во Христа душ не поддается исчислению.

Продолжая Свою беседу о Духе Святом, Христос сказал: "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (стих 13). Это великое дело Дух Святой выполнил прежде всего тем, что дал человечеству Книгу Нового Завета, то есть 27 книг Нового Завета, а именно: 4 Евангелия, Книгу Деяний Апостолов, 21 послание апостолов и Книгу Откровения Иоанна. Разве эти 27 книг Нового Завета, написанные под воздействием Духа Святого, не являются наставлением "на всякую истину"? Но Он и продолжает наставлять нас при чтении нами Библии, а также через проповеди, беседы и духовную литературу.

Далее Христос говорит: "И будущее возвестит вам" (стих 13). Дух Святой и это совершил. По всем страницам 27 книг Нового Завета мы находим пророчества о будущем, о грядущем и еще не исполнившемся. И среди книг Нового Завета есть книга "Откровение Иоанна", целиком говорящая о будущем. Да, Дух Святой возвестил нам будущее.

И еще об одном деле Духа Святого говорил Христос:

Стих 14: "Он (Дух Святой) прославит Меня". "Он будет свидетельствовать о Мне" (Ев.Иоан. 15,26). В великой Книге Божией - Библии - есть много драгоценных истин. Но самая драгоценная истина - это Спаситель мира Иисус Христос. Он - Альфа и Омега всего Священного Писания, и Дух Святой дал Его чудный образ на протяжении всей Библии, и особенно в Новом Завете. Да, Христос прославлен и возвеличен Духом Святым на страницах Писания!

Но Дух Святой прославляет Его и в каждом верующем сердце. Вот почему все отдавшие Ему свое сердце исполняются все большей любовью к Нему.

Стих 16: "Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу". Такими словами Христос возвестил ученикам о последних событиях Своей земной жизни: о Своей смерти на кресте, о Своем воскресении из мертвых и о Своем вознесении к Отцу.

Как эти три последние события из жизни Христа - Его смерть, Его воскресение и Его вознесение - понятны всем нам и как они были непонятны Его апостолам. Они никак не могли себе представить смерть "вскоре" своего любимого Учителя, да еще смерть насильственную, смерть в 33-летнем возрасте. Что смерть их Учителя будет закланием Агнца Божьего за грехи мира - это они поняли только после воскресения Христа. Вот почему их так смутило маленькое слово Учителя - слово "вскоре". "Вскоре вы не увидите Меня..." Смутило их и вторичное "вскоре" из уст Учителя: "... и опять вскоре увидите Меня".

Одно "вскоре" относилось к смерти Христа, другое "вскоре" относилось к воскресению Его. Но смерть Христа, вернее убиение Христа на Голгофе, и воскресение Его были для апостолов трудными местами в учении Христа. И лишь позднее великий Наставник, Дух Святой, раскрыл им значение искупительной жертвы Христа и Его крови, пролитой на Голгофе, а также и воскресения Его.

И для нас есть трудные места в учении Христа и на страницах Библии. Но по мере нашего духовного возрастания эти трудные места будут делаться понятными для нас, и Дух Святой прольет Свой свет на них. Придет время, когда у каждого из нас не останется ни одного трудного места в Библии, ни одного непонятного вопроса.

Стих 22: "Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше". Эти слова Христа говорят не только о Его славном воскресении. Они раскрывают перед нами один из источников нашей радости. Христос говорит очень ясно, что одним из источников нашей радости является лицезрение Его. Лицезрение Христа несет нашим сердцам величайшую радость и глубочайшее счастье. Утрата лицезрения Христа является источником печали в жизни детей Божиих. Вспомним нашу известную песнь: "Как скучно на сердце порой, когда я не вижу Христа..."

Есть дети Божии, которые жалуются на отсутствие радости. Не является ли причиной их безрадостности отсутствии у них лицезрения Христа?

Но почему теряется в нашей христианской жизни лицезрение Христа? Можно привести три причины, приводящие к утрате лицезрения Христа. Первая причина: грех, вкравшийся в сердце и жизнь верующего человека. Какой бы это ни был грех, он заслоняет от нас Христа. И мы знаем по опыту, мы, греша, не дерзаем даже смотреть в лицо Христа, в Его всевидящие очи. Нам хочется бежать от Него, как бежали от Бога Адам и Ева, Вот почему Христос в Своей Нагорной проповеди говорит: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Матф.5,8). Грех, нечистота всякого рода надевают на очи нашего сердца черные очки, через которые мы не видим или очень плохо видим нашего Господа Иисуса Христа.

Вторая причина, которая может лишить нас способности видеть Христа, это какая-либо большая скорбь. Слезы, как известно, заволакивают наши телесные очи и мешают нам видеть окружающий нас мир. Но слезы способны заволакивать и наш внутренний взор. Вспомним плачущую Марию у гроба Господня. Ее слезы и глубокая скорбь скрывали от нее лик любимого Раввуни - Христа. И лишь голос Его дал ей понять, что перед нею ее Воскресший Господь. А разве не великая скорбь затуманила глаза двух учеников, шедших в селение Еммаус, так, что они не узнали Христа, шедшего рядом с ними? Скорбь - это тоже черные очки, мешающие нам видеть Христа.

Третья причина, ведущая к утрате лицезрения Христа, это охлаждение нашей любви ко Христу, оставление первой любви к Нему (Откр.2,4). Охлаждение первой любви ко Христу ведет к разобщению с Ним. Охлаждение нашей любви ко Христу увеличивает расстояние между Ним и нашими душами и приводит к тому, что мы все реже помышляем о Нем и все меньше общаемся с Ним в молитве, в чтении слова Божия и в труде для Него.

Стих 23: "Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам". Что значит просить Небесного Отца во имя Иисуса Христа? Можно дать два объяснения слов Христа о молитве во имя Его: объяснение простое, буквальное и объяснение глубокое.

Простое, обычно даваемое объяснение молитвы во имя Христа таково: прося о чем-либо Бога, говорить: "Дай мне это" или "Соверши это во Имя Иисуса Христа!" Но это объяснение очень поверхностно. Дело не в словах молитвы, как мы и поем совершенно правильную нашу песнь: "Не в словах молитвенных речей и не в песнях жизнь души моей; вся она сокрыта во Христе, все мои источники в Тебе..." Слова, несоответствующие состоянию сердца, ничто перед Богом.

Можно дать более глубокое объяснение того, что значит молиться во Имя Христа. Молиться во имя Христа - это значит молиться в духе Христа. Это значит молиться так, как молился бы на нашем месте Христос. Это значит приходить к Небесному Отцу только с такими желаниями и только с такими просьбами, с которыми на нашем месте приходил бы к Отцу Христос. Разве Христос мог бы желать и просить у Отца чего-либо, не согласное с Его волей? Конечно нет! А чтобы желать и просить у Отца Небесного только того, что соответствует Его божественной воле, надо проникнуться духом Христа, надо преобразиться в образ Христа, надо сделаться похожим на Христа. Мы будем молиться так, как молился бы на нашем месте Христос. И тогда молитвы наши будут исполнены, ибо просимое нами у Бога будет в полной гармонии, в полном согласии с Его божественной волей. Вот что значит просить Отца во Имя Христа.

Обратим теперь внимание на заключительные слова прощальной беседы Христа: "Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир" (стих 33).

Эти слова полны особого ободрения. Христос не раз говорил Своим апостолам и последователям, что их ожидают большие бури, большие трудности и огненные искушения. И в последних прощальных словах Он говорит им: "... будете иметь скорбь". И в этих же последних прощальных словах Он указывает им путь к победе над всеми бурями, над всеми трудностями и над всеми искушениями. И этот путь - Он Сам. В Нем - наш мир во время бурь! В нем - наша сила в трудные дни! В Нем - наша победа над всеми искушениями!
^ Контрольные вопросы
1. Эгзегетический разбор притчи Христа о виноградной лозе (Иоан.15 гл.).

а) Ветхозаветный и Новозаветный Божий виноградник (Ис.5,1-7);

б) два рода ветвей;

в) средство у Господа для нашего очищения;

г) отличие любви Христа от земной любви;

д) тройная формула христианской жизни, указанная Христом: спасение, духовный рост, служение.

2. Объясните: а) "Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам" (Иоан.16,7).

б) "И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде" (Иоан.16,8).

в) "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину". "И будущее возвестит вам" (Иоан.16,13).

3. Объясните:

а) "Он (Дух Святой) прославит Меня" (Иоан.16,14). "Он будет свидетельствовать о Мне" (Иоан.15,26).

б) "Вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу" (Иоан.16,16),

в) "Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше" (Иоан. 16,22). Приведите причины, приводящие к утрате лицезрения Христа.

4. Истолкуйте:

а) "Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам" (Иоан. 16,23).

б) Объясните заключительные слова прощальной беседы Христа на Тайной вечере: "Сие сказал Я вам, чтобы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир" (Иоан.16,33).

4550106122683246.html
4550246052942693.html
4550337601623859.html
4550462662105748.html
4550541589892037.html